AAAAA A A А x

История

ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ДОЛГИЙ ПУТЬ НА СТРАЖЕ ПРАВОПОРЯДКА

Начало службе вневедомственной охраны положило вышедшее  29 октября 1952 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Данный документ не просто сформировал новое подразделение в органах внутренних дел, но и в общих чертах определил структуру его аппарата на различных уровнях.

Решением Совета Министров СССР на милицию первоначально возлагалась охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. Шри органах милиции была создана специальная служба - вневедомственная наружная сторожевая охрана.

В ее структуре находились сторожевые и военизированные подразделения, осуществлявшие наружную охрану особо важных режимных объектов, мелких промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов.

Сторожевая охрана состояла из сторожей и бригадиров, инспекторов, подчиняющихся начальникам отделов (отделений) службы. Центральным органом управления стал отдел охраны, образованный в составе Главного управления милиции МГБ СССР. В отделах милицейской службы управлений милиции союзных республик также создавались отделы вневедомственной охраны, руководители которых одновременно являлись заместителями начальников отделов милицейской службы управления милиции МГБ союзных республик, что создавало предпосылки для организации эффективного взаимодействия охраны с другими службами милиции.
Вневедомственная охрана входила в систему МГБ непродолжительное время. Ко времени перехода ее в ведение МВД СССР в основном была завершена передача штатов вневедомственной охраны и укрепленных объектов, хотя организационно-штатная структура аппаратов вневедомственной охраны в целом не претерпела изменений.
Тем не менее, уже в первые годы существования вневедомственной охраны стала проявляться тенденция расширения самостоятельности аппарата, что в дальнейшем привело существенным организационно-структурным изменениям. Этому способствовало последовательное возрастание количества объектов, передаваемых под охрану, рост численности сторожей. Конкретным выражением этого явилось создание, в соответствии с приказом МВД СССР от 19 мая 1955 года, отдела при Управлении (отделе) милиции МВД СССР. Соответствующие изменения были произведены и на нижестоящих уровнях.
Одновременно с организацией центральных органов управления шел активный процесс формирования отделов и отделений охраны на местах.

Датой создания вневедомственной охраны в Ивановской области можно считать декабрь месяц 1952 года, когда были утверждены штаты областного аппарата и подразделений в городах Родники, Кинешме с территориальным подчинением городов Наволоки, Заволжск, Пучеж, Юрьевец. Принцип территориальности применен и к подразделению охраны г. Шуя с присоединением г. Южи. Первые шаги вновь созданных подразделений охраны и история их дальнейшего развития очень схожи. В соответствии с приказом назначался начальник отдела (отделения), которому и ставилась задача по организации охраны социалистической собственности от преступных посягательств.
Так начинал свою служебную деятельность во вновь созданном отделе вневедомственной наружной сторожевой охраны (отдел ВНСО) Шуйского городского отдела её первый начальник Карпов Сергей Герасимович. В состав его отдела входили сторожевые подразделения, которые осуществляли наружную охрану мелких промышленных предприятий и организаций, хозяйственных, административных и торговых объектов. В 1953 году штат состоял из одного инспектора для проверки несения службы и оформлявшего сторожей на работу, бухгалтера, бригадира и 48 сторожей.

Чтобы представить динамику борьбы с преступлениями против собственности (В.В. Индейкин «Нам было всегда нелегко»), стоит вернуться в 1945 год. Надо сказать, что тогда хищения ткани со складов, баз, предприятий текстильной промышленности, а также и спекуляция, как и в военные годы, носили массовый характер. Органами милиции было возвращено государству большое количество украденной мануфактуры. Так, например, в марте 1945 года в Иванове была ликвидирована преступная группа Пылайкова, Пономарева и других, занимавшихся хищением ткани с НИМа. Похищенная ткань сбывалась через спекулянтку Балашову. По делу было привлечено семь человек. Изьято 52000 рублей, вырученных от продажи ткани.
В мае того же года ликвидирована группа расхитителей парашютной ткани с ремонтной базы завода Nº 3 (г. Иваново). В нее входили Каренова, Назарова, Федорова и другие. Всего по этому делу было привлечено 25 человек. Изьято более 1100 метров шелка и парашютной ткани, 55 предметов одежды, 12 пар обуви, 48000 рублей наличными, различные ценности. Аналогичные спекулятивно-хищнические группы были разоблачены в Кинешме, Шуе, Тейкове, Фурманове, Кохме.
Суровыми буднями встретило вневедомственную охрану «холодное лето» 1953 года, криминогенная обстановка которого после амнистии 1,2 млн. человек, усложнилась до предела. Почти ежедневно в городе происходили вооруженные ограбления, кражи из магазинов и жилищ граждан. Милиционеры сутками и более не бывали дома, наводя порядок в городах и других населенных пунктах области. Вновь, как в годы революции и годы войны, был установлен непрерывный рабочий день с двумя трехчасовыми перерывами. Милиция работала с напряжением и выдюжила.
Впереди предстоял нелегкий путь по выработке тактики и способов охраны принимаемых объектов, необходимости строить свою работу на принципах хозяйственного расчета (фактические расходы на содержание охраны закладывались в тарифы).
В 50-е годы охрана объектов осуществлялась обходными пешими сторожевыми постами. Город разбивался на участки, по принципу наибольшей концентрации охраняемых объектов. Участки, в свою очередь, делились на посты, которые включали в себя несколько охраняемых объектов. Зарплата сторожей составляла от 300 до 450 рублей и зависела от количества охраняемых объектов. Для примера, средний заработок ткачихи или токаря на заводе составлял от 1500 до 2500 рублей.

He хватало людей, вооружения, материальное обеспечение находилось на низком уровне, но было огромное желание работать, работать честно, добросовестно и ответственно. Такими были руководители первых подразделений вневедомственной охраны, в большинстве своем вчерашние Выезд на объект сотрудников ОВСО при РОМ УВД Шуйского райисполкома, 1962 год фронтовики: Солынин А.К., Доброхотов Б.К., Бычков А.П., Якунин Ф.Д., Сидоров Б.П., Услугин А.Д.
Вместе с тем остро встал вопрос дисциплины. Все более очевидными
становились и недостатки, унаследованные от ранее существовавшей ведомственной сторожевой охраны. Прежде всего, это замкнутость и оторванность от других служб милиции, нацеленность на пассивное окарауливание, а не комплексное решение вопросов охраны и борьбы с преступностью в районе поста. Дисциплина сторожей оставляла желать лучшего, нередки были случаи злоупотребления сторожами спиртными напитками, самовольные оставления поста, халатное отношение к обязанностям (невыход на службу, сон на посту). Была высокая текучесть кадров. Вместе с тем, жизнь требовала разработки и применения новых организационных форм.
При приеме на службу работникам назначался испытательный срок от 2-х до 4-х недель. Сторожам стала выдаваться специальная одежда, в частности, летом сапоги, зимой валенки. К проверке несения службы сторожей стали привлекаться сотрудники отделов (отделений) милиции.
Особой теплотой новогоднего праздника послевоенного времени веют строки приказа по Шуйскому отделу ВНСО ГОМ Nº 26 от 20 января 1956 года об объявлении благодарности за безупречную и добросовестную работу по охране социалистической собственности сторожам Музыченко Е.А, Баранову И.Н. и другим.
Применялись меры дисциплинарного воздействия. Пожелтевшие от времени страницы приказа Nº 287 от 21 ноября 1954 года по Шуйскому отделу ВНСО ГОМ свидетельствуют о привлечении к ответственности сторожа Фролова В.В. за нахождение на посту в нетрезвом виде, на основании рапорта о проверке от 8 ноября начальником Южского РОМ МВД майором милиции И.А. Телегиным.
Но все же охрана не могла решать свою основную задачу - предупреждение хищений с объектов. Поэтому в 1959 году Совет Министров СССР принял постановление «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений». Вместо многочисленных её видов, были установлены два: военизированный - для охраны особо важных и режимных объектов и сторожевой - для охраны промышленных предприятий и строительных организаций, а так же хозяйственных, административных и других объектов. Отделы вневедомственной охраны были преобразованы в отделы охраны при органах милиции, на которые возлагалось руководство ведомственной охраной, инспектирование и контроль за ее состоянием.
Все эти меры значительно повысили эффективность предупреждения краж, хищения государственного и общественного имущества. Отрабатывалась тактика охраны объектов. Объекты постов находящихся на сопряженной территории участков осматривались всеми сторожами. Так, в ночь на 4 февраля 1962 года около часа ночи сторож поста Nº 2 Родниковского отдела сторожевой охраны Филатов И.И. заметил двух подозрительных лиц на территории рынка соседнего поста Nº 1. Дальнейшее наблюдение показало попытку неизвестных совершить кражу из магазина валяной обуви. Филатов, доложив по телефону дежурному по Родниковскому отделу милиции, приступил со сторожем поста Nº 1 Пелевиным к задержанию преступников. В прошлом судимые Соловьев и Заварихин оказали сопротивление, но были задержаны вооруженными ружьями сторожами и прибывшим на помощь нарядом милиции.



До 1991 года головное подразделение вневедомственной охраны в Ивановской области имело статус Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Ивановского облисполкома (OBO при УВД Ивановского облисполкома).

С марта 1991 года отдел вневедомственной охраны при Управлений внутренних дел Ивановского облисполкома был переименован в Объединение «Охрана» при Управлении внутренних дел Ивановского облисполкома. И только в июле 1993 года образовано Управление вневедомственной охраны при Управлений внутренних дел Ивановской области (УВО при УВД Ивановской области).
С 1 января 2004 года вневедомственная охрана переведена на сметно-бюджетное финансирование.
В 2005 году служба претерпела самую крупную в истории органов внутренних дел реорганизацию: во исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации Nº 66 от 11 февраля 2005 года, а так же приказа МВД России Nº 755 от 17 сентября 2005 года «Об организационно-штатной работе в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел российской Федерации», с целью оптимизации структуры вневедомственной охраны и обеспечения надежной защиты имущества физических и юридических лиц, на базе сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны, а также подразделений осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России. В Ивановской области образован его филиал.
В 2011 году, в результате реформы органов внутренних дел Управление вневедомственной охраны при УВД по Ивановской области переименовано в Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Ивановской области (УВО УМВД России по Ивановской области) и включено в состав полиции.
В Ивановской области служба обеспечивает охрану более четырех тысяч объектов и более 9,5 тысяч квартир граждан. Одним из самых современных видов охраны является пультовая.
На объектах, оборудованных средствами сигнализации, используется новейшая техника. Планомерно проводится работа по замене и модернизации аппаратуры пультов централизованного наблюдения. Для защиты различных объектов подразделениями охраны области используется широкий спектр ультразвуковых, оптико-электронных и других приборов, созданных на основе современных достижений отечественной и мировой науки и техники. В целях расширения возможностей по охране нетелефонизированных помещений успешно внедряются системы охраны по радиоканалу. Одним из самых приоритетных направлений деятельности службы является обеспечение охраны личной собственности граждан.
Выполняя социальный заказ, используя внутреннее перераспределение ресурсов, наша служба оставляет ланный вид услут общедоступным для всех социальных слоев населения (оплата за охрану квартиры ниже себестоимости в 3-4 раза).

















Каждое подразделение осуществляет свою практическую деятельность под руководством и в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел. Дежурные части круглосуточно руководят группами задержания и нарядами полиции охраны. Мобильность нарядов и групп задержания подразделений охраны достигается ежедневным выходом на маршруты тридцати и более экипажей, соответствующим образом подготовленных и оснащенных современными средствами радиосвязи. Подразделениями вневедомственной охраны охраняются и такие особо важные объекты, от которых зависит безопасность страны - это места хранения оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, драгоценных металлов и камней, учреждения государственной власти, прокуратуры и правосудия, а также музеи и другие здания, в которых содержатся культурные и исторические ценности.
Кроме того, ежегодно наращиваются объемы комплекса нетрадиционных видов охранных услуг, основными из которых являются: охрана и сопровождение ценных грузов; подготовка технических заданий на проектирование и монтаж технических средств охраны, технический надзор за проведением проектных, монтажных и пуско-наладочных работ по оборудованию объектов средствами сигнализации; охрана автотранспорта на специализированных площадках, инспектирование ведомственной и частной охраны, хранение ценных бумаг и другие.
Подразделения вневедомственной охраны как подразделения полиции общественной безопасности выполняют огромную работу по обеспечению в городах области общественного порядка и борьбе с преступностью. Личный состав службы активно взаимодействует с уголовным розыском, службой по борьбе с экономическими преступлениями, патрульно-постовой службой, противопожарной в предупреждении краж, пожаров, хищений, задержании преступников в момент совершения преступлений и охране общественного порядка. Развитие службы дало возможность обеспечить коренные изменения в составе кадров, приток молодых, грамотных и инициативных работников, совершенствование структуры аппарата и подразделений. Многообразие направлений в служебной деятельности, специфика работы сотрудников в ночных условиях, повышающая степень риска, требует подготовки личного состава для работы в экстремальных ситуациях, соблюдения законности, дисциплины, совершенствования профессионального мастерства сотрудников строевых подразделений, пунктов централизованной охраны, инженерно-технического персонала, финансовых работников.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации